Тема 3.4. РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
3.4.1. Общие сведения.
3.4.2. Плоскоременные передачи.
3.4.3. Клиноременные передачи.
3.4.4. Особенности рабочего процесса ременной передачи. Передаточное число.
3.4.5. Силы и напряжения в ремнях.
3.4.6. Критерии работоспособности РП.
3.4.7. Расчёт плоскоременных передач.
3.4.8. Расчёт клиноременных передач.
3.4.9. Шкивы РП.
3.4.10.Натяжные устройства РП.
3.4.1. Ременной передачей (РП) называется механизм, служащий для преобразования вращательного движения при помощи шкивов, закрепленных на валах, и бесконечной гибкой связи — приводного ремня, охватывающего шкивы (рис. 3.4.1).
Достоинства РП:
· простота конструкции и эксплуатации;
· плавность и бесшумность работы, обусловленные значительной податливостью приводного ремня;
· смягчение вибрации, толчков и ударов вследствие упругости ремня;
· предохранение механизмов от перегрузки вследствие возможного проскальзывания ремня;
· возможность передачи вращения валам, удаленным на большие расстояния (до
· невысокая стоимость.
Недостатки РП:
· малая долговечность приводных ремней (2000-3000 часов);
· сравнительно большие габариты (рис. 3.4.2, а-плоскоременная передача, б- клиноременная передача, в-зубчатая передача, г-цепня передача);
· непостоянство передаточного числа большинства ременных передач;
· повышенные нагрузки на валы и подшипники от натяжения ремня;
· мощность современных ременных передач редко превышает 50 кВт, так как при больших мощностях они получаются слишком громоздкими.
· ориентировочное значение КПД (потери энергии происходят из-за упругого скольжения ремня по шкивам, внутреннего трения в ремне при его изгибе, сопротивления воздуха и трения в опорах валов).
Вышеуказанные достоинства и недостатки делают целесообразным применение ременной передачи на быстроходных ступенях сложных передач; наиболее характерной является установка ведущего шкива на валу электродвигателя.
![]() |
РП можно классифицировать в зависимости от профиля сечения ремня
· плоскоременная (рис. 3.4.3, А);
· клиноременная (рис. 3.4.3, Б);
· поликлиноременная(рис. 3.4.3, В);
· круглоременная (рис. 3.4.3, Г);
· зубчато-ременная(рис. 3.4.3, Д);
Первые четыре являются передачами трением, последняя — передача зацеплением.
В современном машиностроении наибольшее применение имеют клиноременные передачи; увеличивается применение поликлиновых и зубчатых ремней, а также плоских ремней из синтетических материалов, обладающих высокой статической прочностью и долговечностью. Круглоременные передачи применяют при небольших мощностях, например, в приборах, настольных станках, машинах домашнего обихода и т. п.
3.4.2. Наиболее типичные схемы передач плоским ремнем представлены на рис. 3.4.4:
А — открытая (оси валов параллельны, шкивы вращаются в одинаковом направлении);
Б — перекрестная (оси валов параллельны, шкивы вращаются в противоположных направлениях);
В — полуперекрестная (оси валов перекрещиваются);
Г — угловая (с направляющими роликами, оси валов перекрещиваются или пересекаются);
Д — со ступенчатыми шкивами (регулируемая передача);
Е — с холостым шкивом (применяется для пуска и остановки ведомого вала при непрерывном вращении ведущего);
Ж — с натяжным роликом (применяется при малых межосевых расстояниях и больших передаточных числах ; натяжной ролик увеличивает угол обхвата шкивов и автоматически обеспечивает постоянное натяжение ремня).
Наибольшее распространение имеют открытые плоскоременные передачи. По сравнению с другими они обладают более высокой нагрузочной способностью, КПД и долговечностью ремней; в передачах Б, В, Г, Ж ремень изнашивается быстрее вследствие дополнительных перегибов, закручивания или взаимного трения ведущей и ведомой ветвей.
КПД передач плоским ремнем . Передаточное число открытой передачи
; с натяжным роликом
.
Плоскоременные передачи предпочтительны при больших межосевых расстояниях и высоких скоростях (до 100 м/с); кроме того, они сравнительно дешевы, ремни их обладают большой гибкостью и повышенной долговечностью, шкивы просты по конструкции.
![]() |
3.4.3. Обычно клиноременная передача (рис. 3.4.3. Б ) представляет собой открытую передачу с одним или несколькими ремнями. Рабочими поверхностями ремня являются его боковые стороны.
По сравнению с плоскоременными клиноременные передачи обладают большей тяговой способностью, имеют меньшее межосевое расстояние, допускают меньший угол обхвата малого шкива и большие передаточные числа (). Однако стандартные клиновые ремни не допускают скорость более 30 м/с из-за возможности крутильных колебаний ведомой системы, связанных с неизбежным различием ширины ремня по его длине и, как следствие, непостоянством передаточного отношения за один пробег ремня. У клиновых ремней большие потери на трение и напряжения изгиба, а конструкция шкивов сложнее.
Клиноременные передачи широко используют в индивидуальных приводах мощностью до 400 кВт. КПД клиноременных передач .
Поликлиновые РП (3.4.4. В )не имеют большинства недостатков, присущих клиноременным, но сохраняют достоинства последних. Поликлиновые ремни имеют гибкость, сравнимую с гибкостью резинотканевых плоских ремней, поэтому они работают более плавно, минимальный диаметр малого шкива передачи можно брать меньшим, передаточные числа увеличить до , а скорость ремня — до 50 м/с.
3.4.4. Передаточное отношение всех передач, в том числе и ременных, определяется по формуле
,
где и
— угловая скорость и частота вращения соответственно ведущего и ведомого шкивов.
Окружные скорости ведущего и ведомого шкивов определяют по формулам:
и
.
Ветвь ремня, набегающая на ведущий шкив, называется ведущей, а сбегающая — ведомой (рис. 3.4.1).
Дуга обода шкива, на которой он соприкасается с ремнем, называется дугой обхвата, а соответствующий ей центральный угол
называется углом обхвата (рис. 3.4.5).
Очевидно, что при передаче мощности с помощью ременной передачи ведущая ветвь ремня имеет большее натяжение. При перемещении ремня вместе с ободом ведущего шкива на дуге обхвата каждый элемент ремня перейдет из зоны большего в зону меньшего натяжения, в результате чего элементы ремня укорачиваются и он несколько отстает от шкива. На ведомом шкиве, наоборот, ремень несколько опережает шкив. В результате скорость ведущей ветви ремня и окружная скорость ведущего шкива оказывается больше скорости
ведомой ветви ремня и окружной скорости ведомого шкива, т.е.
.
Явление потери скорости ремня при огибании ведущего шкива является результатом упругого скольжения, неизбежного при работе передач трением. С упругим скольжением мы уже сталкивались при изучении фрикционных передач.
Как показали экспериментальные исследования, упругое скольжение происходит не на всей дуге обхвата, поэтому угол обхвата , где
— угол, соответствующий дуге относительного покоя, а
— угол, соответствующий дуге упругого скольжения. С ростом передаваемой нагрузки величина дуги покоя уменьшается.
Упругое скольжение не следует смешивать с буксованием передачи, когда происходит скольжение по всей дуге обхвата и передача мощности прекращается.
Упругое скольжение ремня и относительная потеря скорости характеризуются коэффициентом скольжения и тогда
.
Таким образом, передаточное отношение ременной передачи трением равно
.
Коэффициент скольжения зависит от передаваемой нагрузки, следовательно, передаточное отношение ременной передачи трением не является строго постоянной величиной. Приближенно можно принимать
.
Ввиду отсутствия упругого скольжения зубчато-ременные передачи обеспечивают постоянство передаточного отношения, вычисляемого по формуле
,
где — числа зубьев ведущего и ведомого шкивов.
3.4.5. Для передачи окружной силы
между ремнем и шкивом за счет предварительного натяжения
ремней создается сила трения
. Из условия равновесия ремня при передаче вращающего момента
можно записать равенство
, (3.4.1)
где — натяжения ведущей и ведомой ветвей (рис. 3.4.6).
Так как геометрическая длина ремня от нагрузки не зависит, то можно записать равенство суммарных натяжений ветвей в нагруженной и ненагруженной передаче:
. (3.4.2)
Из равенств (3.4.1) и (3.4.2) следует
,
.
Нагрузочная способность ремней передачи понижается в результате действия центробежных сил (
- плотность материала ремня,
- площадь поперечного сечения ремня,
- скорость ремня), которые уменьшают силы нормального давления ремня на шкив и, следовательно, понижают максимальную силу трения, одновременно увеличивая натяжение ветвей. Однако влияние силы
на работоспособность передачи существенно сказывается при
м/с.
Предварительное напряжение в ремне от предварительного натяжения
равно
.
![]() |
Отношение окружной силы


Напряжение в ремне от действия центробежных сил определяется по формуле
.
Кроме вышеуказанных напряжений в ремне при огибании шкивов возникают напряжения изгиба (рис. 3.4.7). Полагая, что для материала ремня справедлив закон Гука, можем записать известную из сопротивления материалов закономерность:
,
где — модуль упругости материала ремня;
- толщина ремня;
- диаметр шкива.
Как видно из последней формулы, основным фактором, определяющим значение напряжений изгиба, является отношение толщины ремня к диаметру шкива. Напряжения изгиба обратно пропорциональны диаметру шкива, поэтому они будут иметь большее значение при огибании ремнем малого шкива.
Максимальные напряжения в ремне равны
.
Они возникают в месте набегания ремня на ведущий шкив (см. точку А на рис.3.4.7, где показана эпюра напряжений в ремне при работе передачи).
Силы натяжения ветвей ремня передачи (за исключением центробежных сил) передаются на валы и опоры. Равнодействующая натяжений ветвей определяется из параллелограмма сил с помощью теоремы косинусов:
.
Приближенно можно полагать
.
Где — угол обхвата на малом шкиве.
Полагаем, что сила направлена по межосевой линии.
У ременных передач трением сила в два-три раза превышает окружную силу
. У зубчато-ременных передач требуется незначительное предварительное натяжение ремня, поэтому нагрузка на валы немного больше окружной силы, что является существенным достоинством этих передач.
3.4.6. Основными критериями работоспособности передач трением являются тяговая способность передачи и долговечность ремня. Критериями работоспособности зубчато-ременной передачи являются прочность ремня и его долговечность.
· Тяговой способностью ременной передачи называется ее способность передавать заданную нагрузку без частичного или полного буксования.
Основным методом расчета ременных передач трением является не расчет ремней на прочность по максимальным напряжениям, а расчет передачи по тяговой способности, обеспечивающий высокий КПД передачи при достаточной долговечности ремней.
· Долговечностью ремня называется его свойство сохранять работоспособность до наступления предельного состояния. Количественно долговечность ремней оценивается техническим ресурсом, измеряемым чаще всего в часах.
Долговечность ремня в условиях нормальной эксплуатации в основном определяется его сопротивлением усталости, которое зависит от значения максимального переменного напряжения и частоты циклов изменения напряжений, иначе говоря, от числа изгибов ремня в единицу времени. Частоту циклов изменения напряжений N удобно выражать через число пробегов ремня в секунду, которое обозначим:
,
где — скорость ремня;
— длина ремня. Тогда
Ориентировочно долговечность приводных ремней можно обеспечить, ограничив число пробегов ремня в секунду по условию:
, (3.4.3)
где — допускаемое число пробегов ремня; для плоских ремней
< 5
, для клиновых
< 15
, для поликлиновых
< 30
, для плоских синтетических ремней
50
.
Практика эксплуатации позволила установить, что ремни, рассчитанные по тяговой способности и при соблюдении условия (3.4.3), имеют среднюю долговечность 20003000 ч.
3.4.7. 1) При проектном расчёте плоскоременных передач прежде всего выбирают тип ремня.
Общие требования, которые предъявляются к материалам приводных ремней, заключаются в следующем: достаточно высокое сопротивление усталости, статическая прочность и износостойкость, высокий коэффициент трения, эластичность (малая жесткость при растяжении и изгибе), а также невысокая стоимость и не дефицитность.
Плоские ремни бывают кожаные, шерстяные, хлопчатобумажные, резинотканевые и синтетические.
Резинотканевые плоские приводные ремни имеют наибольшее распространение. Они состоят из тканевого каркаса нарезной конструкции с резиновыми прослойками между прокладками. Каркас ремней изготовляют из технических тканей с хлопчатобумажными, комбинированными или синтетическими нитями (по согласованию с потребителем ремни на основе первых двух тканей допускается изготовлять без резиновых прослоек). Наиболее прочны ремни с каркасом из синтетических тканей. Основная нагрузка воспринимается тканью, а резина обеспечивает работу ремня как единого целого, защищает ткань от повреждений и повышает коэффициент трения ремня о шкив.
Резинотканевые ремни обладают хорошей тяговой способностью, прочностью, эластичностью, малочувствительны к влаге и колебаниям температуры, однако их нельзя применять в средах, содержащих нефтепродукты. Для работы в сырых помещениях или при возможном воздействии кислот или щелочей применяют ремни с наружными резиновыми обкладками (одной или двумя).
Ремни изготовляют конечными или бесконечными шириной от 20 до
Резинотканевые ремни допускают скорость до 30 м/с.
Весьма перспективны плоские ремни из синтетических материалов, обладающие высокой статической прочностью, эластичностью и долговечностью. Армированные пленочные многослойные ремни на основе синтетических полиамидных материалов могут передавать мощности в тысячи киловатт при скорости ремня до 60 м/с. Пленочные ремни малой толщины (от 0,4 до
Ремни из других материалов – кожаные, хлопчатобумажные и шерстяные – применяются ограниченно.
2) Определяют минимальный диаметр малого шкива по формуле М.А. Саверина :
,
где - передаваемая мощность;
- угловая скорость малого шкива (для синтетических ремней формула даёт несколько завышенные результаты).
Полученный диаметр округляют до ближайшего стандартного значения из ряда , (мм):
40 | 45 | 50 | 56 | 63 | 71 | 80 | 100 | 112 | 125 | 140 | 160 | 180 | 200 | 224 | 250 | 280 | 315 | 355 | 400 |
450 | 500 | 560 | 630 | 710 | 800 | 900 | 1000 | ... | 2000 | | | | | | | | |
Диаметры шкивов следует брать возможно большими (если позволяют габариты), это повышает долговечность, КПД и тяговую способность передачи.
3) Находят окружную скорость ремня по формуле и сопоставляют её с оптимальной для выбранного типа ремня.
4) Определяют все геометрические параметры передачи:
q межосевое расстояние определяется конструкцией привода (габариты передачи, необходимый угол
обхвата на малом шкиве); минимальное значение
зависит от типа ремня и диаметров шкивов:
;
q расчетная длина ремня открытой передачи вычисляется по формуле ;
вычисленную длину бесконечных ремней (быстроходных плоских ) округляют до ближайшего стандартного значения из ряда (мм):
400 | 450 | 500 | 560 | 630 | 710 | 800 | 900 | 1000 | 1120 |
1250 | 1400 | 1600 | 1800 | 2000 | 2240 | 2500 | 2800 | 3150 | 3550 |
4000 | 4500 | 5000 | 5600 | 6300 | ... | 18000 | | | |
Длину ремней, концы которых сшивают, увеличивают на необходимую для сшивки величину (100…400 мм).
q определяем число пробегов ремня ;
q определяют окончательное межосевое расстояние по формуле ;
q угол обхвата на малом шкиве для открытых передач равен
,
причём должно выполняться условие .
При конструировании открытых ременных передач следует учитывать, что угол обхвата на малом шкиве уменьшается с увеличением передаточного числа и уменьшением межосевого расстояния, поэтому в практике расчетов вводят ограничения для значения .
Кроме того, необходимо учитывать, что у горизонтальных и наклонных открытых передач на величину угла обхвата влияет провисание ремня. Поэтому следует ведомую ветвь располагать выше ведущей, так как первая вследствие меньшего натяжения провисает больше и угол обхвата на шкивах увеличивается, что благоприятно сказывается на работе передачи.
5) Проводят расчёт ремня. У резинотканевых ремней основную нагрузку несут тканевые прокладки, поэтому в качестве характеристики тяговой способности этих ремней принимается приведённая рабочая нагрузка , приходящаяся на миллиметр ширины одной прокладки (приведенной нагрузка называется потому, что она соответствует определенным условиям испытания ремня, а именно: 1) угол обхвата на ведущем шкиве
= 180°; 2) скорость ремня v = 10 м/с; 3) передача открытая горизонтальная; 4) нагрузка равномерная, спокойная).
По стандарту для тканей из хлопчатобумажных и комбинированных нитей ; для тканей из синтетических нитей
в зависимости от сорта ткани.
Условия работы проектируемых передач отличаются от стандартных, поэтому расчёт их следует вести не по , а по допускаемой рабочей нагрузке
на миллиметр ширины прокладки.
Ширина резинотканевых ремней определяется по формуле
, где
- окружная сила ;
- мощность на ведущем шкиву;
- количество прокладок в ремне;
- допускаемая рабочая нагрузка на миллиметр ширины прокладки:
.
- коэффициент, учитывающий тип передачи и её расположение: для открытых горизонтальных передач и любых передач с автоматическим натяжением ремня
; при угле наклона межосевой линии к горизонту более
.
- коэффициент угла обхвата малого шкива по таблице.
| 180 | 170 | 160 | 150 |
| 1,0 | 0,97 | 0,94 | 0,91 |
- коэффициент влияния центробежных сил, зависящий от скорости
ремня.
| 1 | 10 | 20 | 30 |
| 1,04 | 1.0 | 0,88 | 0,68 |
- коэффициент динамичности и режима работы.
При односменной работе
ü при спокойном характере нагрузки,
ü при умеренных колебаниях,
ü при ударной нагрузке.
При двухсменной работе значения повышают на 15 %, при трёхсменной - на 40%.
Количество прокладок в ремне определяется по таблице в зависимости от диаметра малого шкива и скорости ремня.
Количество прокладок | Диаметр шкива, мм, для скорости ремня до, м/с | |||||
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | |
3 4 5 6 | 80 112 160 250 | 100 125 180 280 | 112 160 200 320 | 125 180 225 360 | 140 200 250 400 | 160 225 280 450 |
Ширина резинотканевых ремней выбирается из стандартного ряда (мм):
20 | 25 | 32 | 40 | 50 | 63 | 71 | 80 | 90 | 100 | 112 | 125 | 140 | 160 | 180 | 200 | 224 | 250 | --- | 500 |
--- | 1200 | --- | 2000 | | | | | | | | | | | | |
Толщина ремня для резинотканевых ремней определяется из соотношения
.
Ширина обода шкива принимается по стандартам в зависимости от ширины
ремня из стандартного ряда (мм): 16; 20; 25; 32; 40; 50; 63; 71; 80; 90; 100; …;250 ( для открытых передач
).
6) Нагрузка на валы и подшипники и вычисляется по формуле
,
где - сила предварительного натяжения ремня ;
- удельная сила предварительного натяжения, приходящаяся на единицу ширины одной прокладки:
- при малом межосевом расстоянии,
при большом межосевом расстоянии,
при автоматическом натяжении.
![]() |
3.4.8. Клиновые приводные ремни выполняют бесконечными из резинотканевых материалов трапецеидального сечения с углом клина

Поликлиновые ремни (рис. 3.4.3,В) представляют собой бесконечные плоские ремни с ребрами на нижней стороне, работающие на шкивах с клиновыми канавками. По всей ширине ремня расположен высокопрочный синтетический шнуровой корд; ширина такого ремня в 1,5 — 2 раза меньше ширины комплекта ремней нормальных сечений при одинаковой мощности передачи.
Поликлиновые ремни пока не стандартизованы; на основании нормали изготовляют три сечения кордшнуровых поликлиновых ремней, обозначаемых К, Л и М, с числом ребер от 2 до 50, длиной ремня от 400 до = 40°.
1) Проектный расчёт клиноременной передачи начинают с выбора сечения ремня по заданной передаваемой мощности и частоте вращения малого шкива с помощью графиков (рис. 3.4.10).
2) Минимально допустимые значения расчётных диаметров малого шкива определяют по таблице в зависимости от типа сечения.
Сечение ремня | Z | A | B | C | D | E | УО | УА |
| 63 | 90 | 125 | 200 | 355 | 500 | 63 | 90 |
Сечение ремня | УБ | УВ | | | | | | |
| 140 | 224 | | | | | | |
Следует помнить, что приведённые в таблице значения расчётных диаметров малого шкива обеспечивают минимальные габариты передачи, но с увеличением этого диаметра возрастает тяговая способность и КПД передачи, а также долговечность ремней. При отсутствии жёстких требований к габаритам передачи расчётный диаметр малого шкива следует принимать больше минимально допустимого значения.
Диаметр большого шкива определяют по формуле
,
где - передаточное число передачи (
). Полученное значение
округляют до ближайшего стандартного размера из стандартного ряда (мм):
| | | 63 | 71 | 80 | 90 | 100 | 112 | 125 | 140 | 160 | 180 | 200 | 224 | 250 | 280 | 315 | 355 | 400 |
450 | 500 | 560 | 630 | 710 | 800 | 900 | 1000 | ... | 2000 | | | | | | | | |
3) Далее определяют окружную скорость ремня по формуле
,
где - частота вращения малого шкива.
4) Определяют все геометрические параметры передачи:
q межосевое расстояние определяется конструкцией привода; минимальныое значение
зависит от типа ремня и диаметров шкивов:
,
где - высота сечения ремня; следует помнить, что с увеличением межосевого расстояния долговечность ремней увеличивается).
q расчетная длина ремня вычисляется по формуле ;
вычисленную длину бесконечных ремней (клиновых, поликлиновых, зубчатых) округляют до ближайшего стандартного значения из ряда (мм):
400 | 450 | 500 | 560 | 630 | 710 | 800 | 900 | 1000 | 1120 |
1250 | 1400 | 1600 | 1800 | 2000 | 2240 | 2500 | 2800 | 3150 | 3550 |
4000 | 4500 | 5000 | 5600 | 6300 | ... | 18000 | | | |
За расчётную длину клиновых ремней принимают длину на уровне нейтральной линии, проходящей через центр тяжести сечения ремня.
q определяют число пробегов ремня ;
qопределяют окончательное межосевое расстояние по формуле ;
q угол обхвата на малом шкиве для открытых передач равен
,
причём должно выполняться условие .
5) Дальнейший расчёт клиноременной передачи сводится к определению числа ремней по формуле
,
где - передаваемая мощность на ведущем валу;
- коэффициент, учитывающий число ремней в комплекте, вводится при
;
| 2 - 3 | 4 - 6 | > 6 |
| 0,95 | 0,90 | 0,85 |
- мощность, передаваемая одним ремнём.
Мощность , передаваемая одним ремнём, рассчитывается по формуле
,
где - номинальная мощность, передаваемая одним ремнём данного сечения эталонной длины
, и определяемая по таблицам стандартов;
- коэффициент угла обхвата;
| 180 | 160 | 140 | 120 | 90 |
| 1,0 | 0,95 | 0,89 | 0,82 | 0,68 |
- коэффициент длины ремня, зависящий от отношения принятой длины
ремня к эталонной длине
, принятой в стандарте;
| 0,3 | 0,5 | 0,8 | 1,0 | 1,6 | 2,4 |
| 0,79 | 0,86 | 0,95 | 1,0 | 1,1 | 1,2 |
- коэффициент динамичности нагрузки и режима работы, ориентировочно принимается как для плоскоременных передач.
Следует отметить, что в клиноременных передачах с несколькими ремнями из-за разной длины и неодинаковых упругих свойств нагрузка между ремнями распределяется неравномерно. Поэтому в передаче не рекомендуется использовать более 8... 12 ремней.
6) Нагрузка на вал и опоры клиноременной передачи
,
где - сила предварительного натяжения ремня;
- коэффициент, учитывающий влияние центробежных сил.
Сечение ремня | Z | A | B | C | D | E | EO |
| 0,06 | 0,1 | 0,18 | 0,3 | 0,6 | 0,9 | 1,5 |
Передачи поликлиновыми ремнями рассчитывают по аналогичной методике. Таблицы мощностей, передаваемых одним узким ремнём и поликлиновым ремнём с 10 рёбрами, имеются в стандартах. При расчёте поликлиновых ремней определяют число рёбер по формуле
, где
- передаваемая мощность на ведущем валу;
- мощность, передаваемая ремнём с 10 рёбрами. где
- сила предварительного натяжения ремня
3.4.9. Основные конструктивные элементы шкива ременной передачи: обод, несущий ремень; ступица, насаживаемая на вал; диск или спицы, соединяющие обод со ступицей.
Материалами для шкивов ременных передач могут быть: чугун, сталь, легкие сплавы, пластмассы и дерево.
Чугунные шкивы наиболее распространены; они изготовляются из серого чугуна методом отливки и применяются при окружных скоростях до 30 м/с; для шкивов из модифицированного чугуна эта скорость может быть выше (до 45 м/с).
Стальные шкивы могут быть литыми, сварными или точеными. Стальное литье может применяться при окружных скоростях до 45 м/с; сварные шкивы допускают скорость до 60 м/с.
Шкивы из алюминиевых сплавов имеют среди металлических шкивов минимальную массу и могут использоваться при скоростях до 100 м/с, так как малая плотность этих сплавов значительно снижает центробежные нагрузки.
Неметаллические шкивы имеют малую массу, высокий коэффициент трения ремня о шкив, но теплопроводность и износостойкость их ниже, чем у металлических шкивов.
Основные размеры, конструктивные особенности и технические условия для шкивов плоскоременных передач регламентированы. Стандарт устанавливает три типа шкивов с посадочным отверстием двух исполнений — цилиндрическим и коническим. Шкивы имеют гладкую рабочую поверхность обода. На поверхности обода шкивов, работающих с окружной скоростью свыше 40 м/с, должны быть проточены кольцевые канавки, обеспечивающие выход воздуха из-под ремня, во избежание образования воздушного клина, ухудшающего сцепление между ремнем и шкивом. Для предупреждения сползания плоского ремня со шкивов один из них (обычно ведомый) делают выпуклым, очерченным в осевом сечении дугой окружности (тип I), или с цилиндрической поверхностью в середине и коническими по краям (тип III), величина выпуклости обода шкива возрастает с увеличением диаметра шкива (рис. 3.4.11). Допускается изготовлять шкивы с
![]() |
буртиками на ободе и конусностью посадочного отверстия 1:5.
Основные размеры шкивов для клиноременных передач и технические требования к этим шкивам стандартизованы. Шкивы могут изготовляться с цилиндрическим или коническим посадочным отверстием, число канавок у стандартных шкивов не превышает восьми.
![]() |
Угол




2.4.10. Необходимым условием работы ременных передач трением является предварительное натяжение ремня, которое должно сохраняться во время эксплуатации. Для компенсации отклонений от номинала по длине ремня, его удлинения во время эксплуатации, а также для свободной установки новых ремней и создания их предварительного натяжения в передачах предусматривается регулировка межосевого расстояния и установка натяжных устройств.
В конструкциях передач наименьшее значение межосевого расстояния должно соответствовать длине ремня, уменьшенной на 2 % при длине ремня до
Натяжные устройства можно классифицировать следующим образом: устройства периодического действия, в которых натяжение ремня регулируется винтами; устройства постоянного действия, в которых натяжение поддерживается постоянным за счет силы тяжести или усилия упругого элемента; устройства автоматические, обеспечивающие регулирование натяжения ремня в зависимости от нагрузки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий