Тема 3.9. Цепные передачи.
3.9.1. Общие сведения.
3.9.2. Детали цепных передач.
3.9.3. Особенности рабочего процесса цепных передач.
3.9.4. Расчёт передач с втулочными и роликовыми цепями.
Цепной передачей (ЦП) называется механизм, служащий для преобразования вращательного движения между параллельными валами при помощи двух жесткозакрепленных на них зубчатых колес — звездочек и надетой на них бесконечной цепи.
Цепь — многозвенная гибкая связь, которая может использоваться для перемещения грузов (тяговые цепи), подвески или подъема и опускания грузов (грузовые цепи), для передачи движения (приводные цепи).В дальнейшем мы будем рассматривать только приводные цепи, которые используются в цепных передачах.
Достоинства ЦП:
· позволяют передавать вращение удаленным (до
· можно приводить в движение одной цепью несколько валов;
· в цепной передаче отсутствует проскальзывание;
· радиальная нагрузка на валы в два раза меньше, чем в ременной передаче;
· имеют высокий КПД (при благоприятных условиях = 0,97... 0,99);
· могут осуществлять передачу значительных мощностей (до нескольких тысяч киловатт);
· допускают скорости движения цепи до 35 м/с и передаточные числа =10.
Недостатки ЦП:
· повышенная виброактивность и шум при работе вследствие пульсации скорости цепи и динамических нагрузок;
· необходимость тщательного монтажа;
· интенсивный износ шарниров вследствие трения и трудностей смазывания;
· вытягивание цепи вследствие износа шарниров и удлинения пластин, что требует натяжных устройств.
ЦП широко применяют в металлорежущих и деревообрабатывающих станках, в нефтяном, горном, транспортном, сельскохозяйственном машиностроении и других отраслях. Цепные передачи выполняют как понижающими, так и повышающими; широко известна, например, повышающая передача к заднему колесу велосипеда. Ответственные цепные передачи выполняют закрытыми, заключенными в жесткий корпус, который служит масляной ванной.
Классификация приводных цепей:
· роликовые;
· втулочные;
· зубчатые;
· фасоннозвенные.
Первые три вида цепей стандартизованы.
3.9.2. Роликовая цепь состоит из чередующихся наружных звеньев 1 (собранного из двух наружных пластин 1 и валиков 2, неподвижно закрепленных в отверстиях наружных пластин) и внутреннего звена 2 (состоящего из двух внутренних пластин 3, втулок 4, неподвижно закрепляемых в отверстиях внутренних пластин, и роликов 5, свободно надеваемых на втулки). Ролики, перекатываясь по зубьям звездочек, уменьшают их износ. Наружное и внутреннее звенья в сборе образуют вращательную кинематическую пару.
Предпочтительно применять цепи, имеющие чётное число звеньев, так как при нечётном их числе приходится вводить специальное переходное звено.
Втулочная цепь отличается от роликовой тем, что у первой нет роликов, а диаметр валиков и длина втулок несколько больше, благодаря чему при прочих равных условиях среднее давление в шарнирах втулочной цепи меньше. Втулочные цепи дешевле роликовых, но износостойкость их ниже.
Роликовые и втулочные цепи могут быть однорядными и многорядными. Применение многорядных цепей значительно уменьшает габариты передачи в плоскости, перпендикулярной осям.
Пластины втулочных и роликовых цепей изготовляют из закаливаемых до невысокой твердости сталей, валики и втулки — из цементуемых сталей, а ролики — из тех и других с закалкой до высокой твердости.
Зубчатые цепи состоят из наборов пластин 1 зубчатой формы, соединённых между собой шарниром 2. Для предохранения от соскакивания со звёздочек при работе зубчатые цепи снабжают боковыми или внутренними направляющими пластинами.
Зубчатые цепи по сравнению с роликовыми работают более плавно и с меньшим шумом, обеспечивают высокую кинематическую точность, обладают большей надежностью и нагрузочной способностью. Зубчатая цепь с одним и тем же шагом может быть использована в большом диапазоне мощностей за счет изменения рабочей ширины в значительных пределах. Такие цепи имеют высокий КПД (до 0,98), менее подвержены вытягиванию, но их масса и стоимость значительно больше, чем у роликовых цепей. Зубчатые цепи целесообразно применять при больших значениях передаваемой мощности и высокой скорости движения цепи, которая допускается до 35 м/с.
Пластины зубчатых цепей изгоняют из стали 50, обеспечивая твёрдость 38...45 HRCЭ, а призмы из сталей 15 или 20 с последующей целентацией и закалкой до твердости 52...60HRCЭ.
![]() |
Для предупреждения быстрого износа приводные цепи необходимо смазывать. Выбор способа смазывания зависит от скорости






Звездочки роликовых и втулочных и зубчатых цепей профилируют и изготовляют в соответствии с государственными стандартами. По конструкции звёздочки во многом подобны зубчатым колёсам. В поперечном сечении профиль звёздочки зависит от числа рядов цепи.
Профиль и размеры зубьев звёздочек зависят от конструкции и размеров цепи.
Делительная окружность звёздочек проходит через центры шарниров цепи и её диаметр
,
где -шаг зубьев, измеряемый по хорде делительной окружности;
- число зубьев звёздочки.
Материал звёздочек должен быть износостойким и хорошо сопротивляться ударным нагрузкам. Их изготавливают из термически обработанных или цементуемых углеродистых или легированных сталей.
В результате износа и приработки шарниров цепь вытягивается, стрела провисания ведомой ветви увеличивается, что вызывает проскальзывание, захлёстывание и соскакивание цепи со звёздочки. Оптимальную стрелу провисания (
) получают регулированием натяжения цепи, которое осуществляется перемещением вала одной из звёздочек, нажимными или оттяжными звёздочками, устанавливаемыми на ведомой ветви в местах её наибольшего провисания. Диаметр оттяжной звёздочки должен быть больше диаметра меньшей звёздочки передачи и она должна входить в зацепление не менее чем с тремя звеньями цепи. Натяжные устройства должны компенсировать удлинение цепи в пределах двух звеньев, при большем удлинении два звена цепи удаляют.
3.9.3. Передаточное отношение цепной передачи:
, (3.9.1)
где — угловые скорости, частоты вращения и числа зубьев ведущей и ведомой звездочек.
Передаточное отношение, вычисленное по формулам (3.9.1), является средним за оборот; в пределах поворота звездочки на угловой шаг мгновенное передаточное отношение не остается постоянным.
За один оборот звездочки цепь проходит путь , а время одного оборота равно
, тогда средняя скорость цепи
равна
,
где — шаг цепи;
- частота вращения;
- угловая скорость звездочки.
Из схемы цепной передачи видно, что скорость цепи определяется горизонтальной составляющей окружной скорости
звездочки, причем
;
.
За время поворота звездочки на угловой шаг скорость цепи
изменяется, что приводит к соответствующим изменениям угловой скорости ведомой звездочки и мгновенного передаточного отношения. Вертикальная составляющая при этом так же изменяется, что приводит к соударению шарниров цепи о впадины звездочки, поперечным колебаниям цепи и динамически нагрузкам на всю передачу.
С уменьшением числа зубьев звездочки увеличиваются скорость и сила ударов, возрастают колебания передаточного отношения и увеличиваются динамические нагрузки в передаче. Кроме того, с уменьшением числа зубьев звездочки увеличивается угол относительного поворота соседних звеньев, что способствует изнашиванию шарниров. Поэтому числа зубьев малой звездочки ограничивают допускаемыми минимальными значениями, несмотря на то, что с уменьшением числа зубьев звездочек уменьшаются габариты передачи.
Минимальное число зубьев малой звездочки для роликовых и втулочных цепей определяют в зависимости от передаточного числа по эмпирической формуле
; для зубчатых цепей
принимается на 20... 30% выше.
Число зубьев большой звездочки . Следует отметить, что при нечетном числе зубьев хотя бы одной из звездочек и четном числе звеньев цепи изнашивание зубьев и шарниров более равномерно.
В результате изнашивания шарниров шаг цепи увеличивается, и может произойти нарушение работы передачи, когда шарниры будут попадать не во впадину, а на окружность вершины зубьев звездочки, что приводит к соскакиванию или разрыву цепи. Этот процесс резче проявляется на звездочках с большим числом зубьев, поэтому максимальное число зубьев тоже ограничивают: для втулочных и роликовых цепей < 120; для зубчатых цепей
< 140 (для стандартных передач z = 17... 96).
Плавность, долговечность и бесшумность работы цепной передачи в значительной степени зависят от величины шага цепи; чем меньше шаг, тем меньше динамические нагрузки и выше качество работы передачи. Вместе с тем статическая прочность и нагрузочная способность цепей возрастают с увеличением шага, так как увеличиваются размеры деталей, составляющих шарниры цепи. Поэтому величина шага цепи ограничивается максимально допускаемым значением угловой скорости малой звездочки.
В цепной передаче в отличие от ременной предварительное натяжение обычно не требуется, поэтому силы и
, действующие на ведущую и ведомую ветви цепи, равны
;
,
где — окружная сила;
— натяжение от провисания ведомой ветви цепи;
— масса одного метра цепи;
— ускорение свободного падения;
— межосевое расстояние;
— коэффициент провисания цепи (для горизонтальных передач
= 6, для вертикальных при угле наклона 40°
= 3, так как чем меньше угол наклона, тем больше провисание цепи);
— натяжение от центробежных сил, где
— скорость цепи.
При средних скоростях движения цепи (до 15 м/с) нагрузка на валы цепной передачи равна
,
где = 1,15 для горизонтальной и
= 1,05 для вертикальной передачи. Эту силу можно считать направленной по линии центров.
3.9.4. Основным критерием работоспособности приводных цепей является износостойкость их шарниров. Долговечность втулочных и роликовых цепей, подобранных по критерию износостойкости, может быть 2000... 5000 ч и более; цепные передачи с зубчатыми цепями имеют срок службы 8000... 10 000 ч. Для закрытых передач, работающих при значительных внешних динамических нагрузках, критерием работоспособности может быть сопротивление усталости элементов цепи, причем усталостному разрушению в первую очередь подвержены пластины.
Расчет передач с втулочными и роликовыми цепями. Как показывают теоретические и экспериментальные исследования, нагрузочная способность цепи прямо пропорциональна давлению в шарнирах, а долговечность — обратно пропорциональна. Поэтому в основу расчета цепных передач положено условие, по которому можно вести проверочный расчет передачи:
,
где — расчетное среднее давление в шарнире;
— площадь проекции опорной поверхности шарнира;
— диаметр валика;
— длина втулки;
— допускаемое среднее давление в шарнирах, установленное для типовой передачи, работающей в средних условиях эксплуатации, при постоянной нагрузке и долговечности 3000... 5000 ч;
— число рядов цепи;
— коэффициент эксплуатации, учитывающий динамичность нагрузок, межосевое расстояние, способ смазки, режим работы, наклон линии центров по отношению к горизонту, способ регулирования натяжения цепи.
При проектном расчете определяют ориентировочное значение шага цепи
.
Предпочтительной является однорядная цепь; многорядных цепей следует по возможности избегать.
Расчет передач с зубчатыми цепями. В соответствии со стандартом число зубьев меньшей звездочки ; при выборе
следует учитывать, что с его увеличением давление в шарнире, шаг и ширина цепи уменьшаются, а долговечность ее увеличивается.
Для зубчатых цепей с шарнирами качения универсальная методика определения шага пока не разработана, поэтому ориентировочно значение шага выбирается по таблицам в зависимости от максимально допускаемой угловой скорости меньшей звездочки.
При проектном расчете по выбранному шагу , передаваемой мощности
и скорости
цепи определяют ее ширину
по формуле
.
где — коэффициент динамичности нагрузки;
— коэффициент скорости, учитывающий снижение нагрузочной способности из-за центробежных сил.
Расчетную величину округляют до ближайшего стандартного значения.
Геометрические параметры передачи. Максимальное значение межосевого расстояния ограничивается (меньшее значение при малых передаточных числах).
Максимальное значение межосевого расстояния ограничивается во избежание чрезмерного натяжения цепи силой собственной тяжести. Минимальное значение межосевого расстояния ограничивается
условием обеспечения угла обхвата цепью меньшей звездочки
.
При оптимальном межосевом расстоянии ведущая ветвь цепи может располагаться над ведомой или под нею; при значениях, близких к максимальным или минимальным, ведущая ветвь должна находиться над ведомой во избежание соприкосновения ветвей или захлестывания лишних зубьев провисающей ведомой ветвью.
Число звеньев цепи предварительно определяется по формуле
.
Чтобы не применять переходное звено, расчетное число звеньев цепи должно быть округлено до четного числа.
Длина цепи
.
Окончательное значение межосевого расстояния равно
.
В передачах с нерегулируемым межосевым расстоянием для обеспечения необходимого провисания цепи устанавливают монтажное межосевое расстояние, которое меньше расчетного на (0,002… 0,004); при значительной вытяжке цепи за счет износа шарниров удаляют необходимое количество звеньев.
Для компенсации удлинения цепи опоры одного из валов иногда делают регулируемыми или применяют оттяжные звездочки или нажимные ролики, которые ставят на ведомую ветвь цепи. Стрела провисания допускается до 0,02 при угле наклона передачи к горизонту до 40° включительно и до 0,015
— при наклоне свыше 40°, где
— межосевое расстояние.
Комментариев нет:
Отправить комментарий